Под этим документом, который предусматривал крупномасштабную разработку месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспия, поставили свои подписи руководители крупнейших мировых нефтегазовых корпораций - британской BP, американских Amoco, Unocal, Exxon, McDermott, Pennzoil, российской LUKoil, норвежской Statoil, Госнефтекомпании Азербайджана, турецкой TPAO, Delta Nimir из Саудовской Аравии и шотландской Ramco, а спустя несколько лет к ним присоединились японские Itocнu Oil и Inрex. По сути, «Контракт века» открыл дорогу другим прикаспийским странам - России, Казахстану, Туркменистану и даже Ирану в деле освоения богатейших углеводородных залежей Каспийского моря. Хотя и до подписания соглашения по АЧГ, и позже, когда оно заработало, у него было множество противников как среди экспертов-нефтяников, так, а может быть, в первую очередь - среди политиков. И если мнение первых опиралось на чисто профессиональные доводы, то вторые делали все, чтобы опорочить саму идею разработки азербайджанских морских месторождений нефти и газа. В ход пускались результаты неизвестно кем и когда проводившихся, якобы, исследований, и на их основе утверждалось, что нефти у Азербайджана не так много. Кроме того, противники этого проекта предостерегали от экологической опасности морской добычи нефти. Здесь следует отметить, что к моменту подписания контракта, извлекаемые запасы нефти на АЧГ составляли 475 млн. тонн в нефтяном эквиваленте. Сейчас же запасы АЧГ, по последним данным, уже достигли почти 1 млрд. тонн. Одновременно была разыграна козырная карта противников контракта - неопределенный юридический статус Каспия, что будто бы не давало права ни одной из прибрежных стран разрабатывать морские месторождения до согласования границ национальных секторов на Каспии. Спустя много лет Россия, выступившая тогда одним из основных противников «Контракта века», и Казахстан последуют примеру Азербайджана и сами начнут работы на Каспии. Но до этого Баку, Москва и Астана подпишут между собой соглашения о разграничении национальных секторов на Каспийском море. До сих пор не последовали их примеру Ашхабад и Тегеран, несмотря на то, что переговоры по статусу моря ведутся уже не один год. Однако главная причина противодействия проекту АЧГ заключалась в другом, хотя о ней предпочитали не говорить. Изначально планировалось, что «большая» каспийская нефть Азербайджана пойдет на Запад по будущему экспортному трубопроводу, который протянется из Баку через Тбилиси до турецкого порта Джейхан на Средиземном море. И, что самое неприятное для противников контракта, минуя территории России и Ирана, которые предлагали себя в качестве транзитных стран. Подливало масла в огонь и то обстоятельство, что проект АЧГ и Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) изначально лоббировали и всячески поддерживали США. Много лет спустя, специальный представитель президента России по Каспию, заместитель министра иностранных дел Виктор Калюжный в ходе очередной полемики по этому проекту не выдержит и назовет вещи своими именами: «Проект строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан является чисто американским, антиевропейским проектом, поскольку транспортируемая по этому маршруту нефть пойдет только в США, минуя Европу». По его словам, в Джейхане будут наполняться танкеры дедвейтом в 300-500 тыс. тонн. «Такими танкерами выгодно транспортировать нефть только в США. Для Европы достаточно и поставок с Черного моря танкерами до 150 тыс. тонн», - заявил В.Калюжный. Напомним и о другом обстоятельстве. Когда осенью 2001 года была пущена в эксплуатацию Каспийская трубопроводная система, по которой казахстанская и российская нефть стала прокачиваться в черноморский порт Новороссийск, московская пресса ликовала: отныне есть альтернатива трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, казахстанская нефть не пойдет через Азербайджан. Впрочем, эти фразы содержали больше эмоций, нежели отражали реальные факты. Цели КТС и БТД вовсе не совпадают, к тому же, Казахстан готов транспортировать свою нефть и по БТД.Что же принес «Контракт века» Азербайджану? Страна, экономика которой находилась в плачевном состоянии, имевшая огромную армию безработных и один миллион беженцев, получила надежду на возрождение, чему должен был способствовать щедрый приток зарубежных инвестиций. Уже в ноябре 1997 года с морской стационарной платформы «Чираг-1» была получена первая нефть. На сегодня построены и пущены в эксплуатацию добывающие морские платформы «Центральное Азери», «Западное Азери» и «Восточное Азери». Суточная добыча с месторождений АЧГ на сегодня составляет более 710 тыс. баррелей нефти. Только в этом году доходы Азербайджана от реализации проекта превысят 3,5 млрд. долларов США.Согласно прогнозам, в 2007 году общая нефтедобыча в Азербайджане составит 42-43 млн. тонн, а в 2008 году Азербайджан будет экспортировать уже 50 млн. тонн нефти. Благодаря разработке месторождений АЧГ, доходы страны от реализации проекта превысят 200 млрд. долларов.Надо отметить, что реализация Азербайджаном крупных региональных энергетических проектов принесла стране не только надежный источник валюты, но и политические дивиденды. Азербайджан превратился в связующее звено между востоком и западом. На сегодня европейские страны готовы закупать не только азербайджанскую нефть, но и газ. Реализация проекта «Шах-Дениз» и строительство Южно-Кавказского газопровода открывают прикаспийским странам выход на европейский газовый рынок. Европа хочет получить альтернативные источники природного газа, и Азербайджан готов к экспорту своего газа в Европу. Осталось убедить другие страны в выгоде этого маршрута. Реализация проекта БТД может стать хорошим примером для того, чтобы сделать всего один решительный шаг вперед, не оглядываясь назад, - пишет "АПА-Экономикс".
|