В местечке Любмин на немецком побережье Балтийского моря сварен последний шов, соединивший подводный газопровод Nord Stream с подземным – OPAL, по которому российский газ пойдет на юг Германии.
В гавани немецкого Любмина – небольшого курортного городка на балтийском побережье – завершается строительство берегового терминала для приема российского газа. В конце августа здесь сварили последний шов, соединивший первую, уже готовую к эксплуатации нитку трубопровода Nord Stream, проложенного по дну Балтийского моря, с европейским соединительным газопроводом OPAL (Ostsee-Pipeline-Anbindungs-Leitung). По нему российский газ будет прокачиваться дальше на юг – к границе между Германией и Чехией – и поступать непосредственно в немецкую газораспределительную сеть.
Из Любмина газ пойдет на юг и на запад
Газопровод OPAL протяженностью 470 километров с диаметром трубы в 1400 миллиметров был построен в рекордно короткие сроки – за 22 месяца – и уже заполнен газом. Его пропускная способность – 36 миллиардов кубометров топлива в год. Это примерно треть немецкого ежегодного потребления газа.
Осенью следующего года в эксплуатацию должен быть сдан еще один газопровод (NEL) протяженностью 440 километров и с пропускной способностью в 20 миллиардов кубометров. По нему российский газ будет транспортироваться в западном направлении – сначала к крупнейшему в Германии подземному газохранилищу Реден. А оттуда – по европейским газораспределительным сетям – в Данию, Бельгию, Францию, Великобританию.
“Стройка работает как швейцарские часы”
В Любмине уже почти все готово, чтобы напрямую связать крупнейшие газовые месторождения Сибири с европейскими потребителями. Из моря по береговым дюнам на приемный терминал выведены обе трубы газопровода Nord Stream. Одну его нитку уже протестировали и заполнили азотом.
Азот нужен для того, пояснил начальник строительства Клаус Хаусман (Klaus Hausmann), чтобы в момент, когда начнется прокачка топлива, газ не насыщался содержащимся в воздухе кислородом, образуя взрывоопасную смесь. В сентябре, когда начнут заполнять первую трубу, газ вытеснит азот в атмосферу через специальные клапаны.
Сдача в эксплуатацию намечена на четвертый квартал этого года, но точной даты еще нет. “Это зависит от “Газпрома”, – заметил руководитель проекта Nord Stream с немецкой стороны Георг Новак (Georg Nowack). Но в целом ходом работ он доволен. “Стройка работает как швейцарские часы, как и полагается фирме из Швейцарии”, – пошутил он, намекая на швейцарскую “прописку” консорциума, осуществляющего прокладку газопровода Nord Stream.
Печатный станок “Газпрома”
Приемный терминал в Любмине – это солидное предприятие, построенное на участке площадью 12 гектаров. Журналистов, которых пригласили посмотреть, как соединяют Nord Stream с газопроводом OPAL, водили по территории, похожей на паутину из труб различного диаметра, и с вертолета показывали, какая труба куда ведет.
Вначале, пояснял Клаус Хаусман, российский газ по трубам будет поступать на компрессорную станцию для выравнивания давления. Затем его надо подогреть до рабочей температуры, поскольку за те три дня, что газ будет идти по дну Балтики, он изрядно остынет, особенно зимой.
Следующий этап – две измерительные станции для каждого из газопроводов. На трубах, ведущих далее в OPAL и в NEL, установлены по два калиброванных ультразвуковых счетчика производства двух разных фирм. В идеале оба прибора должны будут отсчитывать одинаковое количество кубометров поступающего из России газа. Работники приемного терминала в шутку называют свои измерительные станции “печатными станками” “Газпрома”.
Фирма же оператор газопроводов OPAL и Nel будет зарабатывать деньги на транспортировке газа от продавца к покупателю. Генеральный директор OPAL NEL Transport GmbH Бернд Фогель (Bernd Vogel) сравнил свое предприятие с авиакомпанией, которая доставляет пассажира из одного пункта в другой за соответствующую плату.
Сколько газа нужно Европе?
Стоимость каждого из газопроводов – примерно один миллиард евро. Еще около 100 миллионов стоило сооружение приемного терминала в Любмине. На вопрос Deutsche Welle, как быстро могут окупиться такие колоссальные инвестиции, Бернд Фогель назвал срок в 15-20 лет. При этом газотранспортники исходят из того, что после сдачи в эксплуатацию обеих ниток газопровода Nord Stream и выведения его на проектную мощность в 55 миллиардов кубометров в год, и газопроводы OPAL и NEL будут задействованы практически на все 100 процентов, поскольку их совместная пропускная способность – 56 миллиардов кубометров.
Но нужно ли будет Европе столько дополнительного газа из России, причем, по цене, привязанной к нефти?
По прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), потребность Евросоюза в газе к 2030 году возрастет на 188 миллиардов кубометров в год. Это втрое больше того объема, который способен прокачать Nord Stream.
Аналитик берлинского фонда науки и политики Оливер Геден (Oliver Geden), однако, не уверен, что потребность Европы именно в российском газе будет расти. Он указывает на программу энергосберегающих мер, принятую, в частности, в Германии, а также на появление новых перспективных источников газа – открытые недавно в Польше месторождения, и строящиеся в Европе терминалы по приему танкеров со сжиженным газом из ближневосточных стран.
По данным инсайдеров, газ из первой нитки Nord Stream, цена которого привязана к нефтяным котировкам, уже продан на многие годы вперед. А вот покупателей на топливо из второй трубы еще не нашлось.
|