Освоение Арктики объявлено одной из самых приоритетных задач России. Учитывая экстремальные условия региона, нам нужны принципиально новые технологии. Одну из них предлагают ученые Института теплофизики (ИТ) СО РАН. Речь идет о новом типе энергоустановок для кораблей, которые пойдут по Северному морскому пути. Топливом для них будет... алюминий. А гореть он должен в реакторах со сверхкритической водой. - Вода переходит в такое состояние при температуре выше 374 градусов Цельсия и давлении более 221 атмосферы, - говорит доктор физико-математических наук Анатолий Востриков. - В таких условиях "аш два о" становится химически агрессивной средой, где большинство металлов окисляются. Но чем хорош именно алюминий? Его энергоэффективность примерно такая же, как у жидких углеводородов. Но главное, что по выделяющейся мощности алюминий вне конкуренции. Это позволяет резко нарастить обороты гребного вала, что важно для кораблей, плавающих в сложной ледовой обстановке. Кроме того, плотность алюминия в три раза больше, чем углеводородного топлива, а значит, его запас на борту займет намного меньший объем. Кроме того, это экологически чистый источник энергии. Продукт его сгорания -- чистая вода и водяные пары. Почему же мы до сих пор не засыпаем в бак двигателя алюминиевую стружку вместо бензина? Пока он в четыре раза дороже нефти. Но эту разницу можно значительно сократить. Ведь львиная доля в цене металла приходится на электроэнергию. Если бы она была дешевой, цена алюминия упала бы в разы. - К примеру, в Исландии очень дешевая электроэнергия, - говорит Анатолий Востриков. - Страна находится в вулканической зоне, поэтому лопасти турбин вращает вырывающийся из скважин поток перегретых газов. И в России есть такие зоны, например на Камчатке и Курилах. Здесь могли бы работать заводы, выпускающие дешевый алюминий. Источниками дешевой энергии могут быть и небольшие ГЭС на сибирских реках, на базе которых можно создать заправки новым видом топлива. Алексей Хадаев
|